пятница, 10 февраля 2012 г.

28 "За отвагу" - разве это продается?

Медали на прилавке 

На днях я написал пост о Вечном огне и о том, что он уже не горит во многих наших городах. Как явствует из комментариев, погас он много где. Но,  где-то пылает до сих пор, яро и стойко. Не знаю уж, кому за это спасибо - важен сам факт.
Я затеял небольшой опрос на тему - "Горит ли Вечный огонь у вас?", обратите внимание на правую панельку блога, там и увидите. Не забывайте оставить в нем свой ответ, пожалуйста.
Срок опроса - один месяц, по окончанию и подведу итоги. И чем больше ответов, тем выше репрезентативность.

Как-то затронула эта тема, хотя и раньше ее не избегал. И не оттого, что сам ношу погоны, это с детства идет  - память и почтение к старому поколению, прошедшему так много.
В поддержку опроса - небольшой рассказ, из первых моих шагов на поприще литератора.
 Бойцы

– Деда, а вот эта вот – за что? – палец Ванюшки уперся в тусклый кругляш под ленточкой.
– Эта? Ох, внучек, – прокряхтел дед. – Это медаль «За отвагу», мне ее, почитай, в середине войны и вручили.
– В середине? А почему не сразу? Ты что, был не отважный? – Наивный вопрос внука, а вернее сказать – правнука, поверг деда Герасима в легкий шок, перешедший в хрипловатый смех, вперемешку с кашлем заядлого курильщика. Кашель и смех, казалось, соревновались друг с другом в попытке придушить старого солдата.
– Нет, кхе-кхха... – откашлялся, наконец-то, он. – Нет, просто, когда началась война, то все люди отдавали все свои силы для победы, все-все… и, конечно-же, всем нужно было дать эту медаль, но ее еще не было... а потом она появилась, и стали выбирать самого смелого и отважного, чтобы они, и все вокруг, знали – их подвиг на виду, как маяк для других, яркостью своей показывающий путь другим. Понимаешь?
– Не-а... – замотал внук головой. – Не понимаю. Раз все отважные, значит, всем надо было давать, ты ведь хвалишь всех, кто хороший поступок совершает, значит и на войне все так-же должно быть.
– Ваня, вот посмотри, все отважные, но кто-то совершает очень геройский поступок, он отважнее всех, и тогда его награждают, понимаешь? Он становится для других примером, вот как ты в садике, когда помогаешь воспитателю и тебя хвалят – ты тоже становишься примером. Теперь понял?
– Ну-у-у-у... кажется, да... – протянул Ванюшка, покачивая головой. – А мы пойдем завтра на парад? – по-детски непосредственно перескочил он на другую тему, отбросив предыдущую, как разгаданную и уже неинтересную.
– Да, пойдем, видишь же, форму глажу. – Дед бережно погладил сукно старой гимнастерки, пронесенной им через всю свою долгую жизнь, сохраненную не смотря ни на что. Пальцы нежно прошлись по истертым временем швам, которые отмечали его жизненный путь, напоминая о разных его вешках, ведь каждая из них была подобна выбитой в камне непонятной надписи, рассказывающей о чем-то, что ведомо лишь ее созидателю. Но ему не нужен был переводчик, чтобы читать, он сам был их автором. Вот эта – след от пули, в 44-м, шальной заблудившейся в пространстве посланницы смерти, выпущенной где-то на той стороне мира, где были, вроде бы, такие же люди, только вот пришли они с одной целью – завоевать и поработить, убить все светлое. Он тогда отделался легким ранением. Оно было легким, ведь ничего не было потеряно, ни руки ни ноги, а отрезанный хирургами кусок легкого не в счет, не в счет… А вот это уже след от изогнутого куска металла, злобного осколка мины , чуть не лишившего его руки, но пронесло, пронесло. «Пронесло» – шепнул он сам себе.
– Деда-а-а-а... – внук выдернул его из нахлынувшего забытья. – Деда, а ты все медальки наденешь, а, деда? Все, все?
– Конечно, все, – нахмурился он. – Как ты это себе представляешь, чтобы я оставил какие-то награды в темном шкафу, когда остальные пойдут на встречу с братьями и сестрами? Ведь каждая медаль, каждый орден, имеют свою душу, внуча… и она живет, помнит, напоминает, рассказывает всем о прошлом и настоящем. Нельзя оставлять награды! – голос звенел сурово, словно натянутый канат, грозящий вот-вот разорваться от напряжения.
– Деда, деда... я понял, дедааа... – внук расплакался.– Не ругай меня, не нада-а-а.
– Ох, внуча, внуча... прости ты старого, не плачь... Просто запомни, что это не игрушки и не мамины бирюлечки-фитюлечки... каждая из них кровью большой оплачена, дедушки твоего и друзей его... и многих-многих других людей нашей родины, которые погибли на войне. Помоги лучше мне, – потрепал он маленький, но упрямый, чубчик родного мальца. – Подай мне фуражку. Вот смотри, вот здесь надо почистить суконцем,– потер он пальцем кокарду. – Сделаешь? А я тебе расскажу, что это за орден.
Они долго еще сидели в маленькой комнатушке деда, которую он содержал, словно землянку, в полном военном порядке, уничтожая любые признаки пыли и непорядка. И хриплый голос деда тек неспешно, погружая внука в истории, которые он никогда не слышал, не читал и не видел в кино. Это был простой суровый рассказ старого человека о тяготах войны, о боли и воле, о победе и поражении, о жизни и смерти.

А наутро был парад...

Их было совсем немного, старых людей, одевших этим утром гимнастерки и кителя, кто-то весь в орденах, кто-то с парой-другой скромно выглядевших медалей, а кто-то и с одинокой «За отвагу», но количество не имело значения. Ведь всех их единило одно – жизненная сила, бьющаяся в глазах, словно в этот день молодая удаль вернулась к ним, распрямив старые плечи и расправив грудь. Это был осколок старого мира, еще стоящий перед новым, наползающим неотвратимо и беспощадно порядком вещей. Порядком, в котором почти не осталось места чести и отваге, в котором слава стала уделом паяцев с микрофонами, а не людей, отдающих свою жизнь за Родину.
С трибун неслись громкие слова, в которых не было огня, а лишь серый туман равнодушия, сытные лица улыбались и воздавали должное людям, которых не понимали и не любили. Забытым всеми, кроме их детей, да и те, зачастую, ушли далеко в новый мир, позабыв своих стариков и потянув за собой их внуков.
Но были и правнуки, молодые побеги от старых корней, крепко врастающие в будущее. И теперь они стояли рядом с ними, цепко вглядываясь в глаза своим предкам, впитывая значимость этого дня.
– Памяти павших... боях... Родину... – донеслось с трибун. – Во имя... Залпом... Пли!
И небо разорвал залп, мгновенно превративший стариков в наполненных неукрощенным огнем бойцов.
– Пли!
И руки взлетели к фуражкам, отдавая молчаливое «Славься!» и «Прости...» ушедшим.
– Пли!
И одинокие слезы побежали по щекам, выбритым в этот день до чистоты пергамента, пропадая в глубоких морщинах, избороздивших лица за долгую жизнь. Слезы никто не прятал, и ни одна рука не потянулась, чтобы смахнуть предательницу, выдающую силу душевной боли... нет... это были слезы сильных и гордых людей, не стесняющихся своей слабости, не прячущих ее словно нечто постыдное, присущее лишь детям да слабым людям... но и не выставляющих ее напоказ. Лишь спины стали еще прямее, да руки крепче сжали вложенные в них ладошки внучат, словно передавая им сокрытое.
Этот день принадлежал им.

Такой вот небольшой рассказ, написанный давно-давно. Неуклюжий, немножко пафосный и отдающий агиткой - но, писался он с душой, и мне за него не стыдно нисколько.
"За отвагу" - сейчас эта медаль продается в магазинах. В Моздоке я видел это собственными глазами. Там обещают даже танк продать, если верить баннеру. Такое сейчас время. Но это не повод забывать о другом времени, том, что было совсем недавно.
Горит ли ваш огонь??


Понравилось? Поделитесь с друзьями, хорошо?

Хотите быть в курсе, получайте обновление на электронную почту:

28 комментариев:

  1. УРА ПОБЕДА!!!
    Смеются, шутят, песни поют,
    но ужасы войны забыть им не дают
    руины, танки и опустевшие дома…


    Теплым летним днем
    израненный голубь весточку принес:
    "Война началась, враг наступает!"
    И в каждый дом она ворвалась,
    отправились на фронт ребята,
    ушли, простившись навсегда,
    кто ж знает, как судьба распорядится,
    кому вернуться будет суждено,
    а кто поляжет на поле боя,
    но смерть им не страшна,
    куда страшнее жить в неволе…

    ОтветитьУдалить
  2. У нас огонь горит, но в непогоду сам гаснит. Потом его опять включают.
    Читая рассказ вспоминала ветеранов! А на парады все меньше с каждым годом ветеранов приходят, да и сам праздник приобретает какие-то другие "оттенки".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, их все меньше и меньше...сколько уж лет миновало..сыны полков одни остались, если по возрасту брать

      Удалить
  3. Сейчас продаётся всё... Время не героев,а коммерсов...

    ОтветитьУдалить
  4. У нас горит, молодежь зимой там пытается греться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. у нас тоже было врем, когда бомжи собирались - погреться да поквасить..

      Удалить
  5. Читая эти строки, я плачу и вспоминаю своих двух дедушек, прошедших через войну. В том году их не стало, но они остались навеки в моем сердце. Оба прошли войну и многому меня научили. Я как тот малыш из рассказа, все время приставала к ним с вопросами, а они терпеливо отвечали. Это было сильное и крепкое поколение, практически несгибаемое ничем, и их осталось так мало.
    Огонь!? Он должен гореть не где-то снаружи, а в сердцах людей, в память о Великих Воинах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв, я мог бы подписаться под каждым его словом.
      Да, вся суть в том, что огонь должен гореть в нас

      Удалить
  6. у нас горит - но у нас и стоилица и если у нас погаснет, то вообще не знаю даже

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. зато тебя это волнует, хоть как-то... и это радует

      Удалить
    2. меня волнует не огонь - это все атрибутика, меня обижает отношение к ветеранам, меня расстраивает, что они никому не нужны и о них вспоминают только 9 мая, а 10 благополучно забывают, меня бесит, что никто не помнит об афганцах, у нас в районе кажется единственный памятник в России стоит и то он поставлен самими афганцами - у нас тут мощный клуб их, а кто вспоминает о павших в чечне? тут вообще будто никто не погиб, будто нет инвалидов

      Удалить
    3. Ларис, тут все взаимосвязано.. Внешняя атрибутика - это проявление внутреннего. Если нет ничего, то и атрибуты исчезают. Вечный огонь в какой-то мере для нашей страны равен государственной символике наряду с гербом, флагом и гимном. Но и к ним уважения давно уже нет, это как бы и не вопрос, а констатация.
      Про афганцев - у нас в Томске есть мощный афганский центр, в районе, где я живу. Там же, в районе нашем, находится очень красивый мемориальный парк-аллея со стеллой памяти - стрела с колоколом, и плитами с именами погибших. Там всегда живые цветы. Поэтому, у вас не единственный, отнюдь. Другое дело, что они разрознены, так получается? коли о других не слышали.
      Чечня - табуированная тема, тут я полностью согласен. Это больно. Особенно для тех, кто там потерял близких или здоровье.

      Удалить
  7. Это нужно беречь а не продавать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рома, браузер блокирует твой адрес, пишет - рассылка вредоносного кода и скрытых программ.
      Проверь, на всякий случай, что к чему

      Удалить
  8. Недавно пробежала информация, что на границе задержан один россиянин вывозивший за рубез немало боевых наград.. Да и он ли один этим занимается ли.. Нажива она такая, национальностей не имеет.. впрочем и совести тоже...

    ОтветитьУдалить
  9. Да, боевые награды давно уже стали предметом бизнеса...
    высшие из них стоят баснословных денег, но разве в этом суть. У них другая стоимость, совершенно

    ОтветитьУдалить
  10. Как-то так получилось, что всем в моем роду, да и мне пришлось повоевать. Дедушку в первую мировую забрали на фронт их Киевской духовной семинарии!!!, отвоевал, доучился, дали приход. служил в нем, пока коммунисты церковь не разгромили. Отец с 1943 по 1945 служил в разведке в конном корпусе генерала Доватора. И всегда уважение к людям в погонах передавалось у нас по наследству, теперь я внуку передаю. Славные традиции должны прививаться и воспитываться в семье, а не государством, школой и т.д., так оно будет надежнее..
    Благословений всем нам для нашей общей пользы и прибыльности!
    С уважением к вам и вашему делу, Олег Кмета, создатель и руководитель проекта " Работа По Системе "

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. мне до внуков пока далеко, дочке всего 7.
      Пока ей передаю.
      Мои деды тоже воевали, бабушки на заводах лямку тянули военных.

      Удалить
  11. У нас огонь горит, но ветеранов к нему в День Победы приходит все меньше. Мне всегда больно на них смотреть, таких беззащитных в своих парадных кителях с наградами, таких стареньких. Они почти всегда плачут у Вечного огня.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сейчас не осталось почти ничего святого. Разве можно торговать боевыми наградами...

      Удалить
    2. Все, что становится предметом коллекционирования, обретает и стоимость, выраженную в ден.знаках.
      Иконами тоже нельзя торговать, по идее, но торгуют же.

      Удалить
  12. Нет в живых уже давно моего отца, год назад умер свёкор - они в буквальном смысле проползли войну на брюхе: в февральской грязи, в январском снегу вперемешку с ледяной водой. Их рассказы нельзя было спокойно слушать. Но они - последний год призыва (1926 года рождения). Поэтому сегодня настоящих ветеранов остались единицы. А те, кто служил в НКВД и теперь "косят" под участников - это позор и насмешка над погибшими и умершими настоящими участниками. А в отношении памяти о войне, так память имеет свойство ослабевать к прошлым событиям и это нормально, не может человек жить вечно прошлым. Насильно никого не заставишь сочувствовать и переживать то, что ему не понятно. Война уходит, уходят люди, приходят новые события и жизнь идёт вперёд!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. согласен, жизнь идет.
      Прошлым жить - неверно в корне, но отбрасывать память о нем - тоже не очень правильно.
      Не хочется даже думать, кто из ныне живых - "косит". бог им судья, если он есть.

      Удалить
    2. Время внесёт свои коррективы и всё расставит на свои места. А мы будем помнить своих родителей и радоваться детям и внукам. Сегодня у одного из моих внучат первый маленький юбилей - пятачок прожил.

      Удалить
    3. ")
      Поздравляю юбилеем :) Прочитаете ему сказку с моего блога в подарок, хорошо?

      Удалить
  13. у нас только на 9 мая зажигают

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Но зажигают. Хоть это еще не забывают делать

      Удалить

Пожалуйста, поделитесь ссылкой на пост