вторник, 3 июля 2012 г.

14 Лишь тысяча слов

Найди слова, даже если ты не человек 


На днях закончился небольшой экспромт-конкурс на литературном портале "Графоманов нет", членом редакционного совета которого я имею честь быть. Суть конкурса была проста – написать рассказ из 55 слов.
Именно рассказ – то есть, завершенное литературное произведение, имеющее сюжет, завязку, развязку и кульминацию. И. желательно – не анекдот.
Надо сказать, что экспромт удался и писательская братия на портале поддержала начинание, одарив жюри ( то есть и меня в том числе) множеством крупиц таланта, воспевающих его сестру – краткость.
А на днях же, уже после возвращения из Хакасии я посмотрел фильм «Тысяча слов» с Эдди Мерфи в главной роли. Фильм так себе, бывало и лучше у этого актера, но мне понравилась тема, затронутая в фильме, а вернее – являющаяся его связующей нитью.
 Сюжет киношки прост – главный герой слишком много говорит, не придавая значения и веса собственным словам, а вернее – не понимая, что от него ждут настоящих слов, и вдруг (о, да – в кино все и всегда случается вдруг) узнает, и мало того – уверяется в том, что ему осталось жить ровно тысячу слов. Его слов. То есть, сказал слово – и крупинка отмеренного ему песка упала вниз. Написал слово – крупинка тоже упала.
Остаются лишь мимика и жесты. Такая вот беда с Эдди приключилась. Надо сказать, что герои Мерфи всегда невероятно многословны, и такой сюжет для него очень даже подходит.

К чему я все это выше рассказал. Да как-то вдруг затронула эта тема, внезапно.
Не зря, видать, некто в древности изрек, что краткость – сестра таланта. Ибо можно говорить много и даже очень много, извергая из себя целое море звуков – но не говорить при этом ни слова, образно выражаясь. Ибо слова не всегда имеют силу и не несут ничего, кроме колебаний воздуха.
А можно сказать одно, два, три слова – и вместить в них целую историю и массу чувств. Как это сделать – да бог его знает, наверное, просто нужно хотеть именно сказать, донести до адресата то, что имеет значение.

Мы все умеем красиво говорить при необходимости, венец этом умению – искусство оратора и умение зажечь толпу. Хотелось бы знать, что слышат те, кого увлекло такими словами. Что слышат они в ажурной вязи акустических колебаний, не имеющей за собой ничего, кроме кажущейся красоты? Хотя, оратор должен верить, хоть малость, в то, что он с таким мастерством несет в массы.
Но это не совсем то, что вспухло в моей голове. Я задумался о другом.

Как часто нам говорят наши друзья, любимые, родственники – «поговори со мной!». И мы исполняем запрошенное, произнося нечто, плетя слово за словом, и снова – ничего не говоря.
А ведь нас просят именно поговорить, раскрыться полностью и ответить не им, а самому себе, что же ты имеешь сказать по-настоящему – есть ли в тебе то, что было некогда первым, согласно утверждениям церковников? И можешь ли ты Сказать это. Сие ведь всегда непросто – отойти от себя обычного, сорящего кучей слов, или помалкивающего в тряпочку.

Так что, сегодняшний мой вопрос вам всем – имеете ли вы в себе силу Сказать когда необходимо то, что необходимо и ровно так, как необходимо. Но не в силу ситуации, а потому что так есть и по-другому никак не может быть.
Представьте, что вам, вдруг, осталось сказать всего лишь (цифра по вашему усмотрению) слов - что вы скажете и кому?

Такие вот мысли, и откуда они только взялись?



Учитесь говорить, друзья мои... учитесь.  Не хочется говорить - пойте.
 
Понравилось? Поделитесь с друзьями, хорошо?

Хотите быть в курсе, получайте обновление на электронную почту:

14 комментариев:

  1. Интересно, смогла бы я уложиться в 55 слов. Сомневаюсь. Хотя краткость- сестра таланта- это факт. значит, у меня сестры нет)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. это лишь кажется, что не получится. А попробуйте - и оно само сложится. Убрать лишние кружева слов, и все получится.
      Есть метод написания больших произведений - "снежинкой", он же и "паутинка", в нашем случае - все делается наоборот, от общего к сути.

      Удалить
  2. Ох, не знаю. Написать я бы смогла, но сказать... Это гораздо сложнее. Мы слишком привыкли не выражать мысли произнесёнными словами, а наоборот, - маскировать их. Вот такая беда, Жень. Может, поэтому мы и ударились в сочинительство? А? Как считаешь? :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ну, по жизни я не очень то силен в словах, предпочитая помалкивать во избежание, так сказать... :) а вот на листе можно многое сказать, и вербализация не требуется - мысли прямиком шпарят на моторику пальцев и ложатся буква за буквой на экран... не знаю, сказать реально сложнее, нежели написать...
      но за написанным зачастую тоже не видно написавшего

      Удалить
    2. Скорее всего, мы боимся, что нас увидят. Вот так мне кажется. И потому создаём из слов дымовую завесу.

      Удалить
    3. или попросту молчим, надеясь. что все сложится само

      Удалить
    4. типа того, писать молча все же проще ")

      Удалить
  3. Обычно, когда говорят: поговори со мной, то подразумевают не желание услышать нечто значимое и полезное, а желание пообщаться эмоционально. Т.е. обмен эмоциями, но посредством слов. И в данном случае смысл и значение слов не играют роли. Главное требование - они не должны быть ругательными. А все остальное - не имеет значения: о погоде, о здоровье, о тряпках, о детях... О чем угодно. Главное в этом процессе - ощущение эмоциональной близости и взаимопонимания.

    Очень часто мужчины этого не понимают, начинают говорить о проблеме, давать советы и очень удивляются, почему женщины обижаются)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обмена эмоциями на пустых словах не будет, все равно нужно желание именно поговорить, а не забросать просящего массой словес.
      Возможно, значение слов и не будет важным, но вот желание поговорить - без него никак

      Удалить
  4. Хорошо конечно вдумываться в слова произнесенные тобой, но как же порой один жест, взгляд перечеркивает тысячу слов. А еще он может быть неосознанным, незначительным для тебя, но таким ранящим, а порой даже оскорбительным для другого. Может умение вести себя уважительно к окружающим и есть та пресловутая внутренняя интеллигентность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это уже не только интеллигентность, но и дисциплинированность в общении и умении общаться.

      Да, порой жестикуляция и артикуляция идут вразрез со словами, но это зачастую из-за манеры разговаривать - многие "договаривают" слова жестами.
      Кстати, это, говорят - показатель искренности, ибо не отработанный текст идет, а экспромт.
      Но зашоривать себя, превращаясь в этакого Киану Ривза с полным контролем над собой в проявлении чувств - я бы лично не хотел, чесслово

      Удалить

Пожалуйста, поделитесь ссылкой на пост