понедельник, 4 июня 2012 г.

12 Сходили в кинотеатр на Прометей - отзыв о фильме

Постер к фильму Прометей, 2012 

Сходили на днях, если быть точнее – то в субботу, на долгожданный фильм Прометей (Prometheus, 2012).
Конечно, долгожданным этот фильм был лишь для тех, кто ценит творчество Ридли Скотта, в целом, а особенно – сагу о Чужих.
Напомню, что фильм «Чужой» вышел в 1979 году. Тогда я еще ходил в коротких штанишках и о космофантастике даже и не думал, зато любил
«В гостях у сказки» смотреть. Видно, это как то повлияло, моя любовь к сказкам, на будущие Джонькины пристрастия.
Скажу лишь, что «Чужой» я умудрился посмотреть с другом Витьком аж в 1988 году, прорвавшись на какой-то праздничный ужин в видеокафе у нас в Томске. Стоило это по тем временами немало. Зато, какой кайф, е-мае.
Такой фильм, убиться и не встать – это был практически первый фильм в видеотеке, просмотренный мной. И сразу за ним – «Чужие».
Больше и говорить ничего не надо – кинострастишка моя взросла именно на них.
Смеха для замечу, что на нашем выпускном школьном вечере, в том же году и в том же кафе, нам показали «Безумный Макс – 2». Это еще больше вовлекло вашего покорного слугу в мир киношной апокалиптики и космических саг.
Кстати, потом разразился нехилый скандал – кто–то настучал в гороно о показе не совсем детского по всем параметрам фильма восьмиклассникам. Разгромная статья в главной городской газете, куча навоза на всех причастных и т.д и т.п… Но самим экс-школьникам от этого было ни жарко ни холодно – лишь кайфно от увиденного.

«Чужой» и «Чужие» – словно музыка для меломана, эти названия звучат звонко для каждого киномана. Хоть со стажем, хоть без, ибо первый фильм стал эталоном саспенса, второй – космического боевика. Это уже заслуга маэстро Кэмерона.
А Ридли Скотт, выждав три десятка лет, решился на создание приквела к своему фильму. И обещал создать нечто, что даст ответы на все заданные и незаданные вопросы, а еще подарит поклонникам киносаги море драйва.

Тут уместно, опять же, вспомнить, что последний фильм из оригинальной франшизы «Чужой: Воскрешение» вышел в 1997 году. После него были какие-то вялые движухи и заявления о новом фильме, но они так и не разродились. Видимо, не нашлось желания ни у кинокомпаний, ни у Сигурни Уивер, ставшей лицом этой истории.
Вышли лишь киноподелки «Чужой vs Хищник», числом – две. Давать оценку этим эпикам в кавычках не хочется. Сняли и сняли, кому-то и понравилось, быть может. Но тему Чужих эта парочка фильмов похоронила крепко-накрепко.
Пока Ридли нашему Скотту не восхотелось, все же, создать предысторию появления Чужих. А пока фильм шел к съемкам, режиссерская концепция видоизменялась и доизменялась до того, что маэстро решил рассказать еще и о наших с вами Создателях.

На том и стоит весь фильм «Прометей» – на желании рассказать и показать, благодаря кому и чему мы, Человеки, появились в бескрайнем космосе. И стоит ли нам это выяснять.
Вот только первоначальная задача явить нам историю Чужого – никуда не делась. И это вылилось в проблему – режиссер слил эти задачи в единое целое, и в кинотеатре мы увидели то, что увидели.

Итак, пора бы уже вернуться непосредственно к фильму «Прометей», а то о своем благословенном детстве я могу тонну макулатуры наваять.

Вкратце о сюжете.
Фильм начинается с двусмысленной сцены. Двусмысленность ее – в намерениях и результатах. Но, это опять из области киногурманства.
Дальше, на Земле, в совершенно не связанных никоим образом местах, отделенных друг от друга еще и пропастью времен, находят изображения поклонения людей неким существам, указывающим на кое-что интересное.
И это интересное повторяется на всех обнаруженных рисунках весьма четко и однозначно.
Вот только, древние люди не могли никак, совершенно никак, увидеть воочию то, что они изобразили. Потому что это – изображение планетной системы где-то далеко-далеко в глубинах космоса, видимое на Земле лишь капелькой света, а то и вовсе не видимое без телескопа громадного разрешения.
Ученые четко поняли посыл – это приглашение! Ну, от них – Создателей. Тех, кто нас создал!
И к этой системе полетел исследовательский корабль, с целью найти потаенное, постичь непостижимое, и овладеть неведомым.
Короче, экспедицию оплатил умирающий миллиардер, решивший на закате дней убедиться в наличии богов. Или – Создателей, если угодно. На самом деле, дядюшка Скрудж лелеял свои, очень нехилые планы, но это уже спойлер.
Это – завязка фильма и его дальнейшая канва.
Рассказывать дальнейшие перипетии фильма – было бы жестким спойлером, за что я в бытность админом кинофорума сам баны навешивал, посему – ограничусь общими впечатлениями от фильма, что я и хотел сделать с самого начала, но чертова ностальгия снова понесла вширь и вкось. Кому прям горит узнать, что и как – Википедия уже рассказала о сюжете Прометея и всех его извивах.

А впечатления от фильма, если честно – не ахти. Прометей огня во мне не зажег, увы и ах.

Решившись повествовать о глобальном, мэтр совсем забыл о мелочах, благодаря которым кинофильм становится из обычного киноизделия чем-то большим. А может и не забыл, а решил, что так и надо. И это удручает, если вдруг все зиждется на «я так вижу».

(Памятуя о нередком у Ридли Скотта «director's cut», возможно, все совсем не так, как кажется и все ниженакаляканное – при появлении режиссерской версии окажется не совсем верным. Но, это мы узнаем не скоро. А пока – что имеем, то и едим.)

Мелочи, в данном конкретном случае – это проработка характеров персонажей, их мотивация, адекватность поведения людей и коллектива в целом. А в фильме этого не наблюдается, в должной мере. Будь это не Скотт, я бы, быть может, и не нудел здесь о прописном, но это же мэтр, е-мое. А так – сплошной детский сад и цирковые погорельцы. Дальше больше, идут напряги ситуационного и технического плана. Сплошной Деус-экс-машине, все идет на голубом глазу – это вот так, потому что по-другому никак.
В захолустной какой-нибудь военной части, хоть нашей, хоть ихней, за показанное нам раздолбайство – раздолбали бы. Здравый смысл в «Прометее» ушел куда-то гулять. Видимо, его Создатель был не в этом фильме.
И так, виток за витком, фильм неспешно разматывается, порой напоминая уже виденное в «Чужом» – как я уже и писал выше, желание совместить все сразу вылилось в откровенную кашу.

Апофеоз всего – финал. И там тоже много финалов, на самом деле, слитых воедино. Это нужно видеть, все-таки. Ведь именно там и именно так появился первый Чужой.

Из актерской группы стоит отметить Фассбендера – робот в его исполнении получился оченно рельефным. Вначале фильма даже было вдруг ощущение, что это Кубрик на экране, так пахнуло его Одиссеей. Жаль, что все скатилось к средней руки космобоевичку, имеющему толику философии. Всего лишь толику, да и та – для сшивки истории. Но, повторюсь, персонаж Майкла в фильме, благодаря его усердию – очень хорош. И благодаря сценаристу, тот постарался в этом плане.
Шарлиз Терон – холодная стерва, но этим, пожалуй, ее роль и ограничилась. Жаль.
Остальные играют положенные им роли. В объеме, определенном текстом и указаниями режиссера, искры особой я там не заметил.

Про 3D – особого его присутствия не наблюдается в нужных местах, а там где есть – лишь создает эффект отчуждения, словно окунулся в компьютерную игру. То есть – как таковое, 3D в фильме выглядит нарочито, как инородная заплатка.
По большому счету, посмотри я фильм в обычном зале – ничего бы не потерял. Как-то так, это тоже стало небольшим разочарованием.

Про возрастной ценз – «Прометей» не для просмотра с детьми. Сами понимаете – фэйсхагеры и прочая мутотень кровавая – не для юных глаз. Моей жене эти сцены активно не понравились – так что, учтите это, если вдруг соберетесь с подругой в кинотеатр.

Что еще. Остается лишь добавить, что все вышесказанное есть мнение человека, ожидавшего куда большего, благодаря первому фильму и мастерству Ридли Скотта вообще. Возможно, для вас фильм окажется очень интересным и увлекательным.
Он и есть такой, но – аляповатый, на мой притязательный вкус. Уж простите.
По большому счету, я бы ограничился просмотром этого фильма на домашнем кинотеатре.
Жаль, что нет возможности посмотреть «Чужих» Кэмерона в современном кинотеатре – на это я бы пошел снова и снова. В отличие от Прометея.
 
Понравилось? Поделитесь с друзьями, хорошо?

Хотите быть в курсе, получайте обновление на электронную почту:

12 комментариев:

  1. значит не пойдем на это кино)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. а вдруг тебе понравится!
      Веришь чужим отзывам? "))))

      Удалить
  2. http://fomiash.livejournal.com/9113.html альтернативный Прометей без багов

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "..Два ученых, геолог и биолог, перед полетом их исключили из института и они записались в этот эксперимент, думая что там на них будут испытывать различные препараты за деньги. В некотором смысле потом так и получилось..."

      - отзыв на уровне ") всем пройти и прочитать

      Удалить
  3. Чужие - классика жанра. Мои любимые фильмы из научной фантастики. "Прометей" - это немного другое. Недоработки сценаристов налицо, актерская игра - так себе, но общее впечатление от фильма очень хорошее - потрясающе натуральный видеоряд. Только не нужно никаких 3D, атмосфера космоса и планеты и без этого передана безупречно. А еще мы очень долго спорили всей семьей о том, что у каждого героя были свои цели в этой экспедиции и что это за цели. Было высказано очень много версий и по поводу источника зарождения жизни во вселенной, и про то, что есть Создатель, и нужно ли искать ответы на все эти вопросы. Так что фильм нас лично не разочаровал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласен, что "Прометей" - несколько иное, и Ридли Скотт, это обозначил не в одном интервью. Но, тем не менее - это история о Чужих, наложенная на совершенно иную историю, уровня "Контакт".
      Про 3D я то же и написал - оно лишнее в фильме, хотя, не исключено, что благодаря его использованию видеоряд стал кристально чистым и четким.
      Насчет целей - они были явно не у всех. Два отморозка погибших - мясо для развития сюжета... и осемененный геолог, получается, не выстрелил никак - к чему тогда этот огород с фэйсхагером был.

      Благодаря роботу Фассбендера - фильм для меня лично не разочарование, он неплохо подтянул фильм... но, все же - Прометей не выдающееся нечто.

      Кстати, НТВ"шники уже накопали, что в Прометее использованы технические образцы (скафандры и прочее) из советского фильма "Планета бурь" далеких уже годов.

      Удалить
  4. Чужие я смотрела даже и не помню уже сколько раз, а вот Прометей не видела пока.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. посмотрите и этот, ведь это тоже история о них ") куда деваться - надо "))

      Удалить
  5. Мне интересно хочу посмотреть

    ОтветитьУдалить
  6. Мы тоже посмотрели с женой.
    До прошлых серий этого сериала не дотягивает. Учитывая что первая серия была аж в 79 году...

    Вот Лукас в этом плане обрадовал всеми фильмами несмотря на временной разрыв и ожидания.

    История самого Чужого не раскрыта действительно. Это бесит. Еще меня расстраивает, что "Чужие" не умеют говорить. Ну и пусть спойлер...создатель то тоже лукавый какой-то оказался-(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет :)

      Так он хитро так и предупредил, что, де - это не история Чужого... но - лукавил, лукавил... правда, результат невразумительный...
      получается так, что концовка фильма и есть история появления (будем так считать) Первого Чужого, вероятнее всего - матки.

      Таки да, а может на самом деле ксеноморфы коммуникабельны, но - людям их коммуникативный канал недоступен. Чем не тема для отдельной серии ")

      Удалить

Пожалуйста, поделитесь ссылкой на пост