среда, 29 февраля 2012 г.

39 TOP-10 советов об участии в литературных конкурсах

TOP-10 - выбери свой 

Долго думал, писать ли этот пост, и будет ли он уместен в рамках блоггерского марафона «TOP-10», стартовавшего давным-давно на блоге Сергея Шелвина, о чем я писал вот в этом Анонсе.
Сегодня последний день для размещения статьи, а завтра уже начнется судейство и выбор достойных.
Что ж, попробую как-то систематизировать и расположить в некоем подобии ТОП-списка свои мысли и советы для тех, кто надумал принять участие в литературном конкурсе.

Почему я выбрал такую, на первый взгляд, не очень блоггерскую тему? Тут несколько причин.
Во-первых, к тематике литературных конкурсов я уже не раз уже обращался, и вполне нормально будет эту тему продолжить, тем более, что имеется и повод и причина.
Во-вторых, это лишь на первый взгляд не является темой для блоггера. Поясню свое утверждение подробнее.

На мой взгляд, постояльцев блогосферы можно поделить на блоггеров-технарей и блоггеров-писателей. И те, и те занимаются одним и тем же делом – ведут блоги и сайты, наполняют контентом, и делают все возможное для продвижения их в ТОП-10 любого из рейтингов, будь то Яндекс, Гугл, Я.блогосфера или любой другой, всех и не счесть.

Статья участвует в конкурсе «TOP-10» от Сергея Шелвина с призовым фондом в 500$!
MarkDay.ru – сообщество оптимизаторов, вебмастеров и манимейкеров

MarkDay.ru – сообщество оптимизаторов, вебмастеров и манимейкеров.

«Технари» пишут статьи и материалы, выдавая некий материал, зачастую очень мощный по форме и содержанию, но – не вкладывая в него ни капли себя. Это нормальный подход для бизнеса, и ничего зазорного в этом нет. Просто, люди так ведут дело.
«Писатели» же пишут, вкладывая в каждую, или почти каждую статью своего блога/сайта частичку себя и своего понимания сути проблемы и жизни вообще. По-сути, их статьи из разряда постов уже можно перевести в категорию эссе, а то и коротких новелл.
Это не для красного словца, а сухая констатация фактов. Таких блоггеров немало, многие из них – ТОП”овые и, что называется, на слуху.

Что из этого следует? Из этого ничего не следует, закономерности не имеется. Но, рано или поздно такие носители личной харизмы задумываются о завоевании литературного Олимпа.
Потому что аудитория их подписчиков зачастую сопоставима с тиражами книг, и многие из постоянных читателей настоятельно рекомендуют приступить к написанию чего-либо, что обязательно покорит издателей. Да и внутри уже четко созрело понимание того, что умеешь писать не только статьи.

Кто-то так и делает – штурмует сразу издательство. У некоторых даже и получается. Талант не спрячешь, а если еще и тренд стал модным на блоггеров – то все, звездный час для удальца.

Другие идут иным путем.
На литературные сайты им не позволяет идти внутреннее «Я», потому что, зачастую, лит.сайт – это «рюшечки» и «няшечки» от не пойми кого и зачем. А такое блоггеры обходят за версту в силу своей индивидуальности.
Зато есть масса литературных конкурсов. Среди которых тоже имеется свой ТОП по весу и признанию. Каждый из них славен чем-то своим, а то и наоборот – бесславен.
И здесь блоггер попадает вроде бы и в свою атмосферу, ведь конкурсы в блогосфере дело привычное, но – все же, чуждую. Потому что на той стороне не читатели блога и виртуальные подписчики, а реальные конкуренты и жюри.
Здесь, пожалуй, я и перейду к своим 10 советам для тех, кто решил принять участие в литературном конкурсе.

1. Определитесь – оно Вам надо? Именно это и есть самый первый и главный совет для тех, кто воспылал жаждой признания литературного таланта. У вас уже есть признание, и, скорее всего – заслуженное. Может не стоит влезать на чуждое вам поле, где совсем иные правила?

2. Определитесь точно с тем, что должен дать конкурс. Дать он может многое и разное, полезное и бесполезное. Если вам нужна просто победа, причем не пойми чем обусловленная, или же, наоборот, обеспеченная накруткой голосов ваших соратников – это одно. А если нужна публикация или жесткая полемика и получение рецензий – то другое. Все это ведет к тому, что вам нужно изучить «рынок» литературных конкурсов и выбрать, что предпочтительнее – академическая строгость или «Рваная грелка».

3. Определитесь с «весом» конкурса. Выше я уже писал, что они бывают разные – форумные, портальные, межпортальные, городские, областные, всероссийские и международные. Помимо этого, они еще, кроме онлайна, могут иметь и в реале различное информационное сопровождение, плюс организация вычитки и оценки конкурсных произведений определенными коллективами. Соответственно весу, разнится и «выхлоп». Где-то это грамота на стенку, а где-то – премия, издание и перспективы на будущее.

4. Определитесь с формой судейства. Есть несколько подходов – независимое жюри, взаимное судейство самими участниками (вариант «Рваная грелка»), различные формы онлайн-голосования. Расписывать не буду, вроде и так понятно, что это за формы. Вариант с независимым жюри один из лучших, но тоже таит в себе нюансы типа – « а кто эти люди?». Это и стоит оценить при выборе конкурса.
Здесь необходимо еще добавить, что в независимости от выбора вам стоит приготовиться к моральному изничтожению и втаптыванию в грязь - как произведения, так и вас лично.. ну и все такое. Даже в академических конкурсах это не исключено. Особенно в финальных отзывах -  как проигравших, так и членов жюри.

5. Изучите историю выбранного конкурса. Если он молодой и проводится впервые – это еще не звоночек. А вот если проводится не в первый раз, и отзывы о нем преимущественно негативные – грош ему цена. Узнайте, выполнены ли заявленные обязательства по отношению к прошлым победителям, в каком объеме и в какой срок.

6. Выясните, накладываются ли организаторами ограничения на публикацию и использование вашего произведения до конца проведения конкурса. Многие конкурсы именно так и поступают, претендуя на эксклюзивное использование текста до определенного срока. Это чревато для вас блокировкой других возможностей.

7. Убедитесь, что организаторы четко и ясно описали формы публикации конкурсных произведений в рамках проведения конкурса. Поясняю – некоторые конкурсы подразумевают использование ваших текстов в различных сопроводительных акциях – это может быть и газетная публикация и размещение на стороннем ресурсе, что выведет произведение из-под вашего контроля.

8. Выбрав конкурс, убедитесь в наличии четкой обратной связи, как с организаторами вне конкурсной площадки, так и с модераторами конкурсной площадки, где проходит вся замута. Пригодится, знаете ли. Узнайте точно, имеется ли возможность удаления вашего произведения с ресурса организатора после завершения конкурса. Есть разные подходы – кто-то не разрешает удалять, кто-то удаляет. Зачем это нужно – блоггеру не нужно объяснять про уникальность контента. Писателю – тоже. Чем меньше мелькает текст в сети, тем проще его потом пристроить.

9. Изучите требования к конкурсному произведению и заявке для участия. Отнеситесь к этому, как к составлению контракта. Потому что это он и есть. Важны в нем все пункты, все требования. Если просят предоставить текст в неудобоваримом формате и в странной верстке – сделайте именно так, это чем-то, да обусловлено. Не нужно надеяться на «авось» и слать в привычном для себя виде – этого никто не поймет и не оценит, работа просто уйдет в мусор.

10. Прекратите, наконец, читать посты и начинайте писать для конкурса. Вы ведь этого хотели? Значит, уже давно пора приступить. Даже если нужно писать про утконоса какого-нибудь, главное - начать и двигаться...

На самом деле, каждый их этих пунктов можно развернуть в небольшой, но содержательный пост. Но, думаю и так понятно и доступно. Могу лишь сказать, что все написанное мною проверено на собственной шкуре на многих конкурсах, причем во всех качествах, результат - по ссылкке и виден, как раз.
В какой-то мере, эта условная «ТОП-10»-памятка может быть полезна и для тех, кто решил организовать свой литературный конкурс с целью раскрутки ресурса. Сделайте так, чтобы все пункты были прозрачны, понятны и желанны – и к вам обязательно пойдут.
В завершению хочу пожелать удачи тем, кто все-же решился расширить свой диапазон и пошел в литературу. Удачной и долгой дороги вам. Долгой – не в смысле достижения результата, а в плане продолжительности вашего начинания, да взрастет оно пышным цветом.

Понравилось? Поделитесь с друзьями, хорошо?

Хотите быть в курсе, получайте обновление на электронную почту:

39 комментариев:

  1. Основательный и глубокий по анализу подход к вопросу об участии в литературных конкурсах.
    Может быть, когда-нибудь и воспользуюсь ))
    Спасибо, Евгений!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А и воспользуйся ")
      Нам нет преград в стремлениях к Парнасу - всегда нужно пробовать что-то новое и раздвигать рамки своего творчества

      Удалить
  2. Мне думается,что творческих и одаренных людей,конкурсы убивают.Разве можно писать на "заказ",да еще придерживаться строго правил :)
    С уважением Сергей

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не все конкурсы подразумевают узкую тематику. Есть по направлениями, есть по жанрам и так далее.
      Это не убивает людей творческих. отнюдь. Для каждого найдется свой конкурс и своя ниша - но никто ему не принесет готовый рецепт и адрес в сети - шевелиться нужно самому.

      Чему уже конкурс - тем выше должно быть мастерство. Если это не ваше совсем - не суйтесь, если есть намерение бросить вызов - дерзайте. А как еще выявить многогранность и отточенность пера?

      Удалить
  3. Сергей видимо не работал копирайтером. Конкурс ведь не на заказ, именно от души. Да, Евгений, правильно, прежде чем соваться, нужно найти нишу и понять зачем оно... Если честно, то я к конкурсам отношусь отрицательно (естественно лично для себя - считаю этой потерей времени). Возможно, что я совмещаю писательство и свои технарские наклонности.
    Правильная статья. Одобрямс!

    ОтветитьУдалить
  4. Скорее, не конкурсы хороши, а тематические марафоны. Где все люди разные... Но пишут, приблизительно, по похожей тематике. Но и конкурсы имеют место быть. Интересные. Да, и на счет строгих правил в конкурсе тоже нельзя. Кто-то раскроет тему в нескольких строках... а его просят объмы... А кому-то надо много слов, чтоб красиво тему раскрыть.

    ОтветитьУдалить
  5. Каждый конкурс, это развитие, прежде всего себя. Если остановиться на первом пункте, с него, понятное дело всё и начинается, коль взялись за дело, так и выполняйте его как следует. Не ради славы "ТОП-10", а для того, чтобы понимать, что это личностный рост. Чем сильней конкурсанты тем лучше!
    Удачи Вам, Евгений!

    ОтветитьУдалить
  6. Конкурсы однозначно нужны и полезны. Если не для славы, то хотя бы для самовыражнения и личностного роста. Удачи!

    ОтветитьУдалить
  7. Однако, отвечу сразу всем троим комментаторам ")
    Статья посвящена не блоггерским конкурсам, у которых практически всегда довольно узкие и в чем-то меркантильные цели, причем - обоюдные. Они создаются для блоггеров, и в блогосфере и остаются.

    Я в статье написал о литературных конкурсах, где вы уже не блоггер, а писатель. И оценивать вас будут не как блоггера Васю, у которого десяток тысяч фолловеров и партнерок на штуку баксов в месяц, и именно как автора и писателя.
    Для блоггера результат конкурса не дает ничего в плане повышения рейтингов и пузомерок его собственного ресурса.
    Будет только признание его писательского уровня и, возможно, прорыв в издательство. Все. Это уже не лужа и не море, это другой океан. Ничего общего с марафонами, тем более с тематическими, это не имеет, если не считать наличия призов для победителей.

    ОтветитьУдалить
  8. Знаю несколько таких талантливых людей их нужно всегда поддерживать и говорить, что они талантливы, чтобы они поверили в свои силы. Одна из них участвовала и побеждала в конкурсах, а сейчас уже заключила с издательством договор.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. о чем я и писал, собственно - главное начать, если хочется начать. А там уже жизнь покажет, писатель вы или графоман очередной

      Удалить
  9. Наверное, нужно почувствовать внутреннюю потребность в участии в подобном конкурсе, как Вы правильно пишете, сначала все оценить и понять, а зачем это все. А если кто-то решился - Ваши советы будут как нельзя кстати.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, решение встать на рельсы литератора - требует осмысления, и с бухты-барахты не приходит. Это довольно таки кардинальное решение для любого человека.

      Надеюсь, что пригодятся, конечно же

      Удалить
  10. наверное ты и еще один чел из моих знакомых автономщиков могут в литературном конкурсе поучаствовать, а мы то куда?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Туда же, туда же ")
      Блог ведешь же? ведешь..база есть. Может, когда-то, само что-то полезет наружу, но уже не статьей, а рассказом... дальше уже как получится ")

      Удалить
  11. Я иногда принимаю участие в конкурсах, но только если тема мне близка и сразу возникнет идея написания поста. А вот чтобы на любую тему сесть и специально написать - не сильна. В последнее время конкурсов столько развелось, для всех найдется ниша.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Само собой - это должно быть близко... иначе это уже не выражение себя и не саморазвитие

      Есть категория таких ловцов удачи - "призоловы", вот эти точно прочесывают сеть и стремятся урвать у удачи свой кусочек на всех конкурсах, какой бы он не был..

      Удалить
  12. Пожалуй, ваши правила можно применить не только к литературным конкурсам, а к конкурсам вообще.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По-большому счету - да. Подход одинаковый, практически.

      Разница небольшая, просто в блогосфере ты остаешься блогером, каков бы конкурс там не проходил.

      Удалить
  13. Честно говоря, публикация мне кажется положительным моментом - начинающему автору надо светиться и чем чаще, тем лучше. Чтобы он потом мог принести издателю текст и сказать, что я не абы кто, есть публикации тут, тут и тут. Также по поводу пристроить текст. Если у человека один единственный текст, который он прячет, чтобы потом выгодно пристроить, то надеяться такому горе-писателю не на что. Аргумент тот же - тыкнуть потом издателя носом в свои тексты, которые публикуются и хоть как-то известны. Того же Глуховского вспомнить, который как раз в сети стал популярен. "Метро 2033" - произведение оригинальное, но слабое, в принципе, обычный квест, без факта популярности в интернете его бы вообще вероятно издавать не стали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Метро" - это замечательный пример раскрутки, изначально был создан сайт, раскручен, армия поклонников темы, и лишь затем появилось издание, при том, что на сайте все было свободно - книга отлично раскупалась. Издательство потом продало права, насколько я помню эту тему.
      Точно так же раскручивался "Этногенез" и "Настя" - сайт с хорошей структурой и продуманный внутренний мир.

      Насчет публикаций - конечно же, каждый писатель стремится к этому. Но не всегда - не пойми где, и не пойми как. Они не должны быть случайные, согласись? или на левой какой-нибудь площадке, "желтой" или маргинальной.. всякое бывает

      Удалить
  14. Спасибо за полезную инфу! Я пока не участвую ни в чём... Но кто знает,что будет дальше? ;-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот-вот ")
      ты ведь пишешь :) я читаю у тебя на сайте, хоть и не всегда отписываюсь..

      Удалить
  15. Литературный конкурс конечно отличается от таких обычных конкурсов блоггеров и марафонов, что проходят в интернете. Здесь уже идет "борьба" между профессионалами или пытающимися сделать пробу в этом направление. И здесь требования совсем другие.
    Но было бы не плохо победителей литературных конкурсов поддерживать и в дальнейшем. Потому что во все времена и в наше тоже теряются так таланты среди общей массы, и одна причина в этом деньги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отличается, проверено ")

      Поддерживают лишь единицы - да и те, как правило, работают на перспективу и не могут сразу дать что-то существенное. Но, связи остаются, плюс рекомендации. Это тоже чего-то, да стоит.

      И, да - основная причина - деньги. Большинство конкурсов в России организуются с целью раскрутки ресурса, компании - а также для впаривания возможности издаться у них за свои бабки, по заоблачным ценам.

      Удалить
  16. "Для блоггера результат конкурса не дает ничего в плане повышения рейтингов и пузомерок его собственного ресурса" - Евгений, для блогеров да. А для победителей, как раз наоборот - это открытая, причем бесплатная ссылка, на ресурс автора, и как правило у организатора конкурса эти самые рейтинг и пузомерки, очень даже привлекательные, для начинающего блогера.

    Писатели - это конечно совсем другая категория людей. И как правило душа блогера не всегда понимает юмор и душу писателя. Примерно где-то так!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Для блоггера (решившего принять участие в литературном конкурсе вне блогосферы, а на литературном ресурсе или в реале) " - так будет доступнее, наверное.

      Про блогосферу я уже выше говорил - ссылки и разные вкусности для блоггера в конкурсах оговариваются изначально. Здесь свое поле и правила игры, соответственно.

      Удалить
  17. Так хорошо преподнесены правила. Это полезно знать не только участникам, но и организаторам.

    ОтветитьУдалить
  18. Привет, этот пост попал в Топ каталога Russian Top Blogspot

    ОтветитьУдалить
  19. хорошие советы! и чаще всего думая участвовать или нет в конкурсе задаю именно этот вопрос себе - а оно мне надо? )))) а если серьезно, просто времени не хватает, но желание всегда есть )))

    ОтветитьУдалить
  20. Ответы
    1. не прокатило :) статья практически оффтоп для тематики конкурса, там в основном сеошники и манимейкеры были... соответственно и темы постов совершенно другие прокатили.

      да и ладно. зато написал то, что давно хотел написать

      Удалить
  21. Пожалуй, я встhетила самый странный вариант конкурса, когда сеошники и манимейкеры организовали конкурс «Конец света». Было указано: "На этот раз конкурс более литературный, поэтому принять участие может любой желающий", вот я и попробовала себя в более литературной форме, но... Хотелось бы услышать оценку своего труда от человека, имеющего более прямое отношение к литературе, чем жюри конкурса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. мгм..Светлана, а что конкретно вы хотели бы узнать - мое мнение относительно вашей работы? оно в любом случае будет безотносительным к другим работам конкурса, потому что я их не читал, да и намерения такого не имею, несмотря на то, что тоже принимал участие в этом конкурсе..внезапно эдак, галочки для...

      "более литературный" - сами понимаете, что в реалиях блогосферы это далеко не "литературный конкурс", а поэтому взывать к толерантности жюри, кто бы там ни был и аппелировать к художественности вашего текста - толку мало, я не знаю критериев отбора, вы не знаете, большинство участников конкурса тоже не знает...
      быть может, это личные вкусовые предпочтения членов жюри. Именно "вкусовые", а не высоколитературные, принятые в среде именно литературных конкурсов.... но ведь конкурс конкретно таковым и не объявлялся, как я понимаю...

      Удалить
    2. Я попробовала написать не статью, какие пишу регулярно, а именно рассказ, то есть нечто более литературное по форме. Мне было интересно особым способом оформить идею тупиковости нашей цивилизации, находящейся в полной зависимости от электричества. Получилось ли? Хотелось бы услышать от Вас, пишущего человека, а не жюри.

      Удалить
    3. Светлана, день добрый.

      Рассказ ваш я прочитал. Потом, спустя время, снова прочитал. И, перед написанием это комментария – прочитал снова. Пытаясь кое-что для себя понять.

      Что есть сказать, по поводу и без повода.
      Да, это законченное литературное произведение, имеющее все признаки оного.
      При этом вполне содержательное, хотя и не особо новое, как по содержанию, так и по посылу. Прошу не обижаться, это ремарка из тех, что обычно и звучат, как правило, по поводу фантастических рассказов, содержащих, как кажется автору, нечто новое, и призванное передать некое назидание и послание.
      Все сюжеты давным-давно использованы, так утверждают “) гуру.
      Ну и что. Пусть себе утверждают, ничто в этом мире не ново, но нюансы всегда имеют право на существование.

      С этой точки зрения, ваш рассказ имеет нюансы вашего воззрения на текущее положение в развитии человеческой расы в целом. И, как вам кажется (в рамках вашего рассказа) – вся ее тупиковость состоит в избранном землянами техническо-технологическом пути развития. Я сознательно опускаю здесь мысль о том, что оно, человечество это, суть – пробирочная масса неких экспериментаторов.
      И тут же вы допускаете грубый ляп в диалоге вашего героя с его коллегой:
      «— Главный Закон Творения гласит: «По образу и подобию». Твоя чрезмерная эмоциональность скопировалась и стократ усилилась. Какие ландшафты ты вылепил? Разве способны в таких условиях выжить разумные существа, не подвергая себя авантюрной и беспощадной конкуренции за право господствовать, управляя другими?»

      При чем здесь ландшафты? Я себе весь мозг сломал, пытаясь понять, чем обусловлена эта сентенция в разговоре. По тексту – ничем. Но это же ключевой диалог для вашего рассказа!
      Имеет место быть подвисшая мысль, не нашедшая в дальнейшем никакого развития и разъяснения. Ату её!!

      Вычистив текст от этих провисов, получим на выходе вполне себе рассказ. Не плохой по сути и содержанию. Не блистающий новизной, но это не суть важно.
      Как литературный опыт (если это опыт) – вполне достойная заявка.

      А по сути предложенного вами сюжета конца света для землян – есть замечательный роман Роджера Желязны, в соавторстве с Томасом Т.Томасом – «Вспышка», написанный в жанре твердой фантастики, и посвященный как раз тому, что вы предложили в своем рассказе – полной потере человечеством технологий, основанных на электричестве, из-за вспышки на Солнце. Прозаичная причина, вполне научная, без всяких далеких отцов-основателей, любящих Моцарта и Бетховена…

      Удалить
  22. Огромное спасибо за столь подробный разбор!
    Да, это была проба пера. Раньше не пробовала писать "ближе к литературе". Намного проще писать научные статьи, чем рассказы, теперь я это точно знаю. :) Написанные примерно 20 тысяч знаков я нещадно кромсала, чтобы убрать лишнее, и в этом явно перестаралась.
    Удивительно, что роман Желязны я не читала, идея с исчезновением электричества как физического явления мне показалась открытием, потому и захотелось ее оформить для участия в конкурсе. Я даже не пыталась обосновывать ее научность.
    Почему-то мне очень тревожно от ситуации, когда старые книги уничтожают, заменяя их на новые издания, хотя переиздается не всё. Нет у меня веры в то, что электронные библиотеки способны заменить реальные. Боюсь, в электронных версиях легким движением руки будут вноситься изменения для "исправления" истории.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. К сожалению, не помню автора и названия, есть такой рассказ о не очень но все же будущем, в котором люди все-же читают литературу. но старое никто не помнит и не любит, но однажды возникает суперпопулярный автор,пишущий как бог и не в одном жанре... и лишь один читатель, любящий настоящую литературу, узнает в них золотые вещи старой классики, прочно забытые пиплом...
      хороший рассказ, глубокая идея... что-то в ней есть...

      так что, я думаю - литература будет жить, пусть даже и так...

      Удалить

Пожалуйста, поделитесь ссылкой на пост