
Итак, продолжаю рассказ о
несостоявшемся издании написанного мною по индивидуальному договору заказа
романа.
Начало всей этой истории, ее
предпосылки и вообще общий смысл я уже описал в пред-предыдущем посте, он же и
начало этих, с позволения сказать – мемуаров “)
Так вот, прошлый пост я закончил на
том, что у меня, в итоге всей этой катавасии, пропала мотивация для работы над продолжением
истории, возникшей, ни с того ни с сего, на страницах придуманного романа.
Придумался он спонтанно, слово за
словом – без всякого продумывания сюжета, героев, завязок и кульминаций.
Просто, словно приоткрылась дверца и мне в голову поперла картинка, которую я и
укладывал в слова, образ за образом, сам дивясь тому, что же получается.
Порой возникала тупиковая
ситуация, когда совсем не писалось – волна сходила на нет и проще было чистить
уже написанный текст, чем мучить себя и пытаться выдавить продолжение.
Один человек назвал это «эффект
голема» – когда то, что пишется тобой, обретает некую квази-жизнь и уже само
диктует дальнейшее свое продолжение.
Наваждение, муза, умопомрачение,
ИСС – много слов, которые можно прицепить для описания этого эффекта. Когда
твоей рукой водит некто и нечто.
Я очень рад, что оно у меня было
– это состояние погружения в мир того, что я писал – и что писалось
через/сквозь меня само собой. В нем очень легко созидать, правда.
Так что, один урок я извлек. И
обязательно хотел бы им поделиться. Собственно, я уже об этом не раз писал на
страничках блога.
Урок простой – чтобы что-то
написать, нужно начать писать.
Не планировать, не продумывать,
что да как (хотя, это тоже и важно и нужно, а для многих – просто необходимо в
силу их внутренних уложений), а просто взять и начать писать.
Набивая строчку за строчкой,
абзац за абзацем, лист за листом – вгонять себя в состояние «на грани».
И если все получилось, то плотина
умопостроений рухнет и хлынет поток чистого и плотного нечто, что и есть ОНО –
ваше произведение. Которое вынашивалось вами давным-давно, обрабатываясь на
подсознательном уровне, и вы даже не догадывались об этом, стращая себя
страшилками о невозможности создания чего-то большого и емкого. Стращали, но
где-то внутри – очень хотели.
И, вброшенное семечко некоего
мотиватора обязательно найдет для себя почву и свет, к которому и станет
пробиваться.
Таким мотиватором может стать
все, что угодно. В моем случае это стал этот чертов договор заказа с очень
вкусными преференциями.
Как говорится – поманили осла
морковкой. И застучали копытца, а в моем случае – кнопки клавиатуры. И
написался цельный роман.
Конечно, за два улетевших года
уроков было получено/извлечено не один и не два. Что-то обдумывалось, что-то осознавалось, что-то изменялось.
Урок второй. Тоже простой, и уже,
наверное, в каменные скрижали вбитый.
Читайте то, что вам предлагают в
договоре/контракте/соглашении и любой другой бумаге подобного рода, описывающей
обязательства исполнителя и заказчика. Отбросьте предлагаемые цифры
вознаграждения, а углубитесь в дебри описания взаимных условий и сроков действия
подписываемого документа.
И, если уж решили писать по
предложенному договору, то обязательно требуйте четкого прописывания сроков
издания.
Как бы сказать проще – заказчик
должен четко обозначить срок, до наступления которого будет издан тираж вашего произведения.
И по наступлению которого, в случае Неиздания, заключенный договор теряет свою
силу.
Да, это обоюдоострый пункт,
который явно намекает на возможность того, что вы не увидите свою книгу
изданной и не получите ни гроша, и его очень не хочется видеть и даже
обсуждать, что бы там ни шептал ваш разум.
Но, в ином случае (так было у
меня, как выяснилось вдруг) вы просто отдаете свой труд на неопределенное ничем
и никем время. Ваш текст могут положить под сукно до светлого будущего, а вам
просто отписаться – все хорошо, работа идет, ожидайте результатов. Ведь в
договоре вы подписались под пунктом о полной передаче прав на использование
вашего произведения на веки вечные.
Как мне тут знакомые подсказали,
может быть и так, что ваш текст (плюс еще пяток других авторов) используют для
создания издательского пакета и выбивания под него денег. Типа – у нас есть
товар, вот он, дайте денег на издание. Если серия привлекательна, и грамотно
выстроенный бизнес-план ее раскрутки/реализации, то денег могут и дать. Особенно,
если вся серия ориентирована на молодежь и затрагивает вопросы морали и
воспитания (можно и другое наплести, в зависимости от того, у кого просишь).
А дальше шарманка крутится этим
«издателем» по своему усмотрению и не факт, что вас все же издадут.
Поэтому, еще раз повторюсь –
пункт о крайних сроках издания, по наступлению которого договор теряет силу и
все права на произведение возвращаются вам – необходим.
Как и пункт об авансе. Раз уж
тебе заказали работу, то требуйте хоть что-то. Хоть какую-то оплату.
Фиксированную, по факту приема текста издательством.
Во-первых, это справедливо – вы
пахали и вправе требовать оплату проделанной работы.
Во-вторых, это некая гарантия
того, что ваш заказчик вполне сурьезен и собирается вас издавать, иначе аванс
просто уйдет вам и все, до свидания – ведь сроки уже превышены, читайте пункт №
такой-то.
Такие вот на сегодня
рассуждения-советы. Что-то вспомнится еще, несомненно, ибо у нас были с
издателем и любовь и война.
О войне расскажу попозже…
А пока суть да дело, чтобы отряхнуться от энтих грустных воспоминаний и тяжелой писательской дело - я решил отдаться своей давней страстишке киноманства. Да, буду смотреть киношки, желательно не мэйнстрим, а что-то такое-эдакое. Авторское и неформатное меня всегда манило и влекло, короткий метр - в том числе, я уже упоминал об этом. Если раньше с этим были сложности, то нынче все просто, не нужно ничего нигде искать и качать, теперь можно смотреть онлайн лучшие короткометражные фильмы совершенно бесплатно. Каждый день новые фильмы. Такая вот радость для любителя понежить свой взор и поразмять мозги не растиражированной до состояния каши киноидейкой.
Всем удачного дня и вечера пятницы, а потом и выходных...
Понравилось? Поделитесь с друзьями, хорошо?
Всё верно, Жень.
ОтветитьУдалитьЯ нисколько не сомневаюсь, что те ребята пытались выбить деньги под проект, размахивая пачкой договоров. И срок начала использования произведения должен быть указан. Благо, что приняли наши романы только на словах. Иначе расстаться с "издателями" было бы сложнее :)
Меня эта история здорово выбила из колеи: больше года ничего не сочиняю. Пора брать себя в руки.
памятуя, сколько раз сей мусьё сообщал о "завтра получим деньги" - как-то так и получается...
Удалитьну, на ошибках тоже учатся - кому-то может и попадется этот рассказ о мытарствах и он избежит ошибки на самом старте...
А в руки бери себя, да и ноги не забывай - они волков кормят "))
чтобы что-то написать, нужно начать писать. - Золотые слова!!!
ОтветитьУдалитьэто на самом деле так - можно долго раздумывать о том, что и как напишешь, но так и не написать, в итоге, ни слова. Сам через это проходил не раз, потому и пишу об этом довольно часто. В голове уже тесно от теснящихся там идей и задумок, но выхлопа овеществленного пока нет... потому что не пишется. Почему? Да потому что не сел, и не ушел с головой в писанину. Почему? да черт его знает, жду чего-то....
УдалитьДа если спонтанно тянет писать, не раздумывая нужно садится. Заходите в гости будет время.
Удалитьгде-то тут есть пост об этом, почти слово в слово повторяющий сей тезис :)) Не нужно откладывать, бо - замылится и забудется, и будешь маяться потом..
Удалитьа в гости - всегда рад забежать
Написать роман?! Вот, нифига себе, у людей проблемы. Как написать роман, да еще и получить за это что-то.
ОтветитьУдалитьБлин как так? -) Я не понимаю.
Я уже столько лет пишу в свой блог, и до сих пор не могу научиться писать. По шесть ошибок в слове из четырех букв, не связные предложения. Читатели постоянно ругаются на мою безграмотность и.т.д. А ведь почти я уже взрослый дядька. Пора бы научиться.
Я,конечно, сопереживаю все проблемы. И даже согласен с тем, что ребята здесь хотели наиграться. Точнее пытались играть некую "шахматную вилку", когда вроде и ты в таком положении и перед потенциальным инвестором есть помохать чем.
Но все же. Как научиться писать? Я понимаю, что нужен дар, нужно желание (последнее думаю есть), а таланты они как ни крути вырабатываются! Как научиться писать лучше и интереснее ??
Не, это на самом деле две проблемы, как написать, и как за это что-то получить.
УдалитьВторая не всегда стоит, многие просто пишут, потому что хотят писать. И, даже если стоит, то первая все-равно, первее в разы ")
Ты знаешь, я не знаю простого ответа на вопрос "Как научиться писать". Я - ламер. Все ниженаписанное лишь мои мысли, не более того.
Я не "учился писать" в том смысле, какой вкладывается в это слово. То есть - не имею гуманитарного образования соответствующего и не проходил курсов (за исключением одного, да и то - не закончил).
Даже не читал рекомендуемого всеми и для всех Никитина, Веллера и Кинга - у них есть на эту тему некие инструкции=пособия для начинающих.
Но я читал их книги, произведения, которые мне нравились. А читать я начал с 6 лет и долго совмещал пацанство и книжного червя. Зачастую это было - книга в день.
И в один прекрасный момент я просто начал писать. Сказки и стишки. Потом уже было все остальное.
Если посерфить, найдутся сотни пособий по писательству от более или менее именитых персон.
В сети есть онлайн-курсы по выработке навыков. Есть сайты, типа Грамота.ру, помогающие проверять слова, там же есть и интерактивные диктанты, помогающие оценить свой уровень и выявить наиболее слабые места во владении великим и могучим.
Есть мастер-классы прозы, там укажут на ошибки разного рода, помогут композиционно...
А мне кажется, я это и повторяю постоянно, что нужно просто начать писать. Писать именно художественно. Вымарывая, одну за другой, ошибки как в ловах, так и в синтаксисе. Развивая раз за разом сюжетность и образность.
Взять тебя. Ты пишешь на блоге. Неплохо пишешь, но как блоггер. Попробуй написать, как писатель - что-то законченное, образное, литературно украшенное. Потом прочитай получившееся, и реши, что лишнее, а что нужно добавить.
Не забывай, что у тебя уже есть читатели, они тоже могут помочь. Это тоже немаловажно, иметь тест-ридеров.
Самое простое упражнение - взять три четыре несвязанных между собой слова и попробовать небольшой рассказик или эссе, в котором они будут употреблены, как ключевые... Напоминает что-то, да? "))) Вот-вот... Только это должен быть художественный текст.
Как блоггер, я могу писать как хочу и чегой хочу... при этом - любым языком и оборотами, удобными для меня в текущем настроении... могу язык ломать, утрировать, упрощать, врубать феню... и не строить красивых построений композиционных, суть каждого поста = в донесении до читателя чего-то конкретного и четко обозначенного, даже если это постик про громкий пук с утра.
А вот как писатель, я уже буду голову ломать, чтобы все это окультурить и привнести какую-то форму.
Так что, совет один - если есть желание, то стоит начать пробовать, раз за разом..
Заинтриговал. Жду критику на мой первый рассказ http://burnis.org/node/1015 -) короткометражка.
Удалитьэк ты хитро завернул ")
Удалитьпочитаем, подумаем... а потом я сдам его на растерзание человеку, который постоянно подтягивает меня за уши - Марии Терновой, ведущей мастер-класс прозы на Графоманам.нет.
Ой, я не думал что все так серьезно -( Уже боюсь! Даже как-то стыдно. Там рассказ то маленький -(
Удалитьпоздно, братец ")
УдалитьДа не, все нормально... какой стыд? все с чего-то начинали, мыкались, не зная что и как, что дальше и зачем..
рассказ маленький, и это правильно, не с новелл на 40К начинать же..
у тебя не проходят комментарии на Бурнисе ") как грится = мы писали... но не попали ")
Удалить