среда, 17 августа 2011 г.

0 Семья, простая и сложная...

Лет десять ..или 15? – память уже не хранит четкой даты – наш квартальчик был взбудоражен событием. Некий Мэн-бизнесмен вывел на прогулку жену. Дорого одетую, все дела. Подвел к соседнему подъезду и… оттуда выскочила не менее блестящая дамочка!
Облобызавшись, прелестные пери чмокнули Мэна, и взяв под локотки — продефилировали с ним сквозь толпу людей, растерянных видением чего-то чуждого. Чуждого для сознания, уклада, всего прочего.
Да, это были его жена и любовница. Все чинно и благородно — без битья посуды и заламывания рук женщины нашли эдакий компромисс. Как он чередовал адреса – в смысле, ночевал – не знаю, не вдавался в подробности. Они вскоре съехали, и Мэн с женой и подруга семьи. Может, решившись на совместное проживание, а может – разбежавшись, как в море корабли. Бог его знает.

Поболтаем о не совсем стандартных семьях ?
Нестандартная – именно в том смысле, что это другая, иная, не распространенная. В силу созданных где-то, когда-то моральных и иных норм, обусловленных религиозными и светскими установками.
Заодно попытаемся вспомнить и разобраться, где – нормы религиозные, а где – нормы светские.
Для затравки поштудирую слегка Интернет — что же мы имеем из истории и практики. А можно и не штудировать :) .
Без всякого подбадривания памяти и раскопок в Интернет, многим из вас сразу представится полигамия, полиандрия, мормонские семьи, шведские семьи и иные семьи, чьи схемы описаны в социальной фантастике. Давайте по порядку:

Полигамия – многоженство

Мы все точно знаем, что полигамия нигде не практикуется, ну за исключением, разве что, стран, где бытует Ислам.

А насколько наше знание (точное!) соответствует истине? Насколько наши представления соответствуют каноническим предписаниям?
Дам рубль за сто, что каждый читающий сейчас воскликнет — в этом вопросе христианство тем и отличается от мусульманства, что в последнем разврат царит, а у нас все чинно и благородно!
Что ж, обратимся к первоисточникам:
— Тора не регламентировала количество жен, никоим образом, лишь говорила о любимых и не любимых..
Царь Соломон имел 700 жен и 300 наложниц (1 Царств 11:3)
У царя Давида было множество жен и наложниц (2 Самуила 5:13)
В Ветхом Завете содержатся указания, как следует распределять имущество мужчины между детьми от разных жен (Второзаконие 22:7).
Единственное ограничение, касающееся многоженства, состоит в запрете брать в жены двух сестер (Левит 18:18).
Согласно Ветхому Завету, бездетная вдова должна выйти замуж за брата своего мужа, даже если он уже женат, причем независимо от ее согласия. (Бытие 38:8-10)

А что же Новый Завет? Вот что пишет, к примеру, отец Юджин Хиллман в своей книге «Новый взгляд на многоженство» по этому поводу: «…нигде в Новом Завете нет явного указания на то, что брак обязательно должен быть моногамным, или какого-либо предписания, запрещающего многоженство...». Более того, Иисус не выступал против полигамии, хотя она была распространена среди евреев в его эпоху и в том обществе, где он жил.
Таким образом, мы приходим к одной странно звучащей истине – оказывается, канонами христианской религии полигамия отнюдь не запрещена, а в некоторых случаях – жестко рекомендуется. Странно получается, не так ли. Просто некогда церковь была вынуждена пойти навстречу светским нормам морали греко-римской культуры, которые предписывали иметь одну законную жену, допуская в то же время институт наложниц и проституцию. Да здравствует моногамия ( и проституция…)

Хотя, опять же, в древности полигамия была распространена даже у христиан! Первые французские короли позволяли себе многоженство. Например, Хлодвиг I (род. в 466 г.) женился на двух сестрах. Гонтраль Орлеанский был также женат на двух женщинах, несмотря на запрет папы. Некоторые христиане Северного Кавказа также позволяли себе жениться на нескольких женщинах. В середине XIII века адыгский феодал христианского вероисповедания содержал на Тамани около 100 жен.

Теперь обратим свой взор на Восток, который, как говорится — «дело тонкое». Что первым вспоминается об институте брака, бытующем там ? Конечно же — гаремы, сотни жен, беспорядочность сношений и прочая лабуда намертво вбитая нам в головы бытующей пропагандой. А что же на самом деле ?

Полигамия освящена законами Ислама. Однако, как указывает в своей книге «Тысяча и один секрет Востока» Фарид Алекперли, ещё до принятия этой религии, многие народы Востока допускали у себя многоженство. Например, Страбон в I в. до н.э. писал о многоженстве у мидян: «Более общим является обычай многоженства царей. У горных мидийцев этот обычай распространяется на всех, и им не разрешается иметь меньше пяти жен».
Многоженство было распространено и в “Поднебесной Империи”. Китайский император кроме «главной жены», имел еще двух «второстепенных». Главная жена занимала среднюю часть дворца, её так и называли: «императрица Среднего дворца». Восточные апартаменты считались почетнее западных, поэтому вторая жена жила в восточной части дворца и её называли «императрицей Восточного дворца», а третья — занимала западные покои, ее называли «императрицей западного дворца».

Коран также допускает многоженство, однако, не без ограничений.
В противоположность Библии, Коран ограничивает максимальное количество жен четырьмя при строгом условии справедливого отношения к женам и равноправия между ними. При том, многоженство в Исламе требует взаимного согласия. Никто не имеет права принудить женщину выйти замуж за женатого мужчину против ее воли. Более того, женщина может поставить своему мужу условие не брать себе вторую жену.
«...женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трёх, и четырёх. А если боитесь, что не будете справедливы, то на одной...» (сура Женщины, аят 3).
Не следует понимать это так, что Коран поощряет многоженство или рассматривает его как идеал. Нет, Коран допускает или позволяет многоженство, не более того.

Итак, Христианством и Исламом полигамия не запрещена, есть только культурные традиции в первом, не более того. Как странно это понимать. И очень показательны в этом плане мнения представителей служителей церкви, которая запрещает многоженство, несмотря на свои каноны.

К примеру, внимательно изучив африканское многоженство, священник англиканской церкви Дэвид Джитари пришел к выводу, что в своем идеальном проекте оно гораздо больше соответствует христианской нравственности, чем разводы и повторные браки, влекущие за собой распад семей и отрицательно отражающиеся на детях.
А американский антрополог католического происхождения Филип Килбрайд в своей книге «Многоженство в наши дни» серьезно рассматривает полигамию как лекарство от многих социальных болезней современного американского общества в целом. Он утверждает, что многоженство может во многих случаях быть потенциальной альтернативой разводу, способной предотвратить отрицательное воздействие последнего на детей.
Как-то это все не вяжется с наши стандартным представлением о полигамии. Но цель данной статьи несколько другая, а потому я перейду к другому пункту.

Полиандрия- она же многомужие.

Не смотря на наше представление о том, что данный институт является чем- то архаичным из области преданий о временах матриархата, существует он и поныне. На самом деле существует, не выходя из ареалов своей распространенности, обусловленной культурными и другими, жизненными, предпосылками.

Существует ряд стран, таких как, например, остров Ява, где на одну женщину приходится несколько мужчин. Там ощущается сильный недостаток в женщинах, и естественным следствием такого факта явилась полиандрия.
Согласно Страбону, элементы полиандрии наблюдались и у древних мидян: «Так же и женщины, как говорят, считают за честь иметь как можно больше мужей и полагают несчастьем, если у них меньше пяти мужей».
В Тибете и на острове Ява, в Лассе и Калькутте одна женщина вступала в брак с несколькими мужчинами. В то время, как малабарская женщина пользовалась правом выйти замуж за нескольких мужчин, последние по закону могли жениться только на одной женщине. Особенной свободой пользовалась женщина северного Индостана: ей дозволялось иметь неограниченное количество мужей.

Нужно отметить, что многомужество в некоторых областях Тибета, Индии и Шри-Ланки не является результатом особой чувственности местных женщин, а определяется (как и при других формах брака) социально-экономическими причинами. В этих местах число мужчин существенно превосходит количество женщин. С социально-экономической точки зрения, многомужество препятствует раздроблению земельной собственности. Землю наследуют сыновья и семья сохраняется экономически единой вследствие того, что братья имеют одну жену, а дети являются общими.

Такая вот суровая проза жизни, воскликнете вы. Быть может, вы и будете правы. Но, мы с вами теперь убедились, что полиандрия жива и поныне, существует себе, никого не трогая, и не будоража, особенно, наши с вами умы.

Шведская семья

никому не надо объяснять, что такое «шведская семья» или «трое в лодке». Упоминания о свободном нраве шведов, сопровождающиеся непременными смешками и недоговорами, наверное, также встречались многим. А некоторые не прочь и воплотить в жизнь эти надуманные сюжеты. Вопросом о шведской семье, без контекста, очень легко спровоцировать образованного жителя Швеции на долгую лекцию по теме «Шведская семья — ячейка общества», что, в свою очередь, не на шутку озадачит русского человека, задавшего каверзный вопрос. «Какой начитанный русский, интересуется шведской историей», — подумает швед. «Уходит от ответа», — подумает русский.
Дело в том, что термин «шведская семья» в том значении, которое это словосочетание получило в русском языке, не знаком шведам. Для них «шведская семья» символизирует союз мамы, папы и детей, выступающий в качестве фундамента, и, если хотите, ячейки шведского общества. Основной термин шведской социологии 20 века.
Так откуда же взялись предрассудки о веселой «шведской семье»? Скорее всего, этот миф начал свое существование в 70-х годах прошлого столетия, когда в Швеции действительно в моде были хиппи и коллективное проживание на совместной территории. Вот как вспоминает об этом известный шведский журналист Пер Далберг, работающий на «Радио Швеции»:

— В Швеции действительно нет такого устоявшегося понятия, как «шведская семья» в том смысле, который вы подразумеваете. В 50-е годы существовало обозначение «женат или замужем по-стокгольмски». Тогда люди жили вместе, не расписываясь, и это не считалось официальным браком. Далее, в 60, 70-е годы, «левые», тесно связанные с движением хиппи, внесли новый оттенок в так называемое совместное проживание. Они искали альтернативу нормальной гармоничной семье. Это было «красное» социалистически-коммунистическое движение, в то время очень популярное не только в Европе и Скандинавии. Прямой вызов ячейке буржуазного общества и его благополучию — нормальной семье, где папа — глава, то есть так называемому патриархату.

Мода в Швеции прошла, а предрассудки в России остались.
Осталось и нарицательное «шведская семья», отписывающее институт взаимоотношений двух, как правило, супружеских пар, меняющих партнеров внутри своего социума по угодной им лично схеме.

Мормонская семья

— как выяснилось, тоже из области преданий, хотя и есть там предпосылки к возникающему образу отца семейства с парочкой и более крепеньких молодок, вынашивающих его потомство.
Дело в том, что в позапрошлом веке полигамия имела место быть в этом странном сообществе, объединенном своим учением, учением Церкви Книги Мормона. Но после грянувшего в одном из штатов скандала со светскими властями имело место «откровение» свыше, в котором раз и навсегда был установлен моногамный институт. Вот что написал Гордона Б. Хинкли :
«Церковь не имеет ничего общего с теми, кто практикует многоженство. Они не члены нашей Церкви. Большинство из них никогда и не были членами нашей Церкви. Они нарушают соответствующий гражданский закон… более века тому назад Бог ясно открыл Своему Пророку, что практика многобрачия должна быть прекращена, что значит теперь это противоречит закону Бога. Даже в тех странах, где гражданский кодекс или религиозный закон разрешает многоженство, Церковь учит, что браки должны быть моногамными, и не принимает в число своих членов тех, кто практикует многобрачие»

Итак, мы видим, что снова внешние нормы светской морали преобладали над изначальными канонами религии, даже приведя к серьезному изменению ее постулатов. Такие вот дела.

Когда я штудировал вопрос, то выяснил, что пресловутая «шведская семья» становится все более популярной в странах бывшего соц.лагеря.

Люди не видят ничего зазорного в создании социальной ячейки из трех, а то и более, членов. Не знаю, чем это обусловлено, волной толерастии, а может – естественным развитием социальных образований.

А может – любовь не признает приличий :) ))


Понравилось? Поделитесь с друзьями, хорошо?


Хотите быть в курсе, получайте обновление на электронную почту:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Пожалуйста, поделитесь ссылкой на пост